|
Одна из роковых красавиц петербургского Серебряного века, Ольга Гильдебрандт-Арбенина (1897/98-1980) в основном известна лишь как муза и возлюбленная многих поэтов, вдохновившая Гумилева на «Сентиментальное путешествие», а Осипа Мандельштама на «Возьми на радость из моих ладоней». Но адресат стихотворных посвящений, «Сильфида» и «Психея Северной Пальмиры», которую Гумилев назвал «царь-ребенок», прежде всего была художником, со своим особым ощущением мира. Работ Гильдебрандт сохранилось не так много – их сложно найти в крупных музейных собраниях, гораздо больше осело в частных коллекциях. Председатель совета Национального союза библиофилов Михаил Сеславинский собирает акварели художницы с 2007 года.
«Она непрофессиональный художник, она может позволить себе рисовать иногда утрированно, специально по-детски, не увлекаясь анатомией, правильной перспективой... Это не просто попытка уйти в сказку, это такая более глубокая философия», — рассказывает он.
Что вернее отразило ее личность: собственная живопись или слова влюбленных в нее поэтов? Вопрос этот мучил Ольгу Гильдебрандт не меньше, чем нынешних исследователей ее творчества. Слегка удивленный взгляд на себя, словно со стороны, присутствует и в дневниках, и в воспоминаниях художницы. Но первая особенность ее искусства – в полном отсутствии даже намека на подражание.
Ольга Гильдебрандт воспитывалась в театральной семье, училась в Школе русской драмы, выступала в труппе Александринского театра. Как актриса она известности не добилась, хотя, впрочем, к ней и не стремилась. Гильдебрандт пробовала себя в поэзии, а в начале 20-х годов начала рисовать под влиянием Юрия Юркуна, писателя, драматурга, художника и возлюбленного. На выставке «Психея Северной Пальмиры», которая продлится до 5 февраля 2023 года в «Галеев-Галерее», кроме ста работ художницы, представлена и графика Юркуна.
«Их привлекала друг в друге непосредственность восприятия окружающей действительности, легкость, попытка изобразить все легко, образно, радостно, как будто бы счастье никуда не уходило, никуда не испарялось. Оно присутствует в их сознании. Я думаю, что это была реакция на жестокое окружение», — отметил галерист и искусствовед Ильдар Галеев.
Гильдебрандт и Юркун были вместе до его ареста в феврале 1938 года. А осенью он был расстрелян. Сорок два года в день его рождения она продолжала дарить свои акварельные картинки – складывала в шкатулку. После войны Гильдебрандт работала лаборантом кафедры биохимии, библиотекарем «Ленфильма». И продолжала писать акварели.