|
В рамках экспозиции «Город Ахматовой. Ленинградская литография 1920–1960-е» музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме представляет около двух сотен произведений художников, относящихся к ленинградской школе литографии. Временной разброс работ позволяет увидеть город организмом живым и меняющимся: в сиянии праздника, в простеньких житейских радостях, в мрачной холодной неустроенности блокадных будней…
Отдельная тема: Петербург – «ветшающий», вместе с именем (в 1941 году город был переименован в Петроград) стремительно теряющий и столичный лоск. Вот какой увидела «уходящую натуру» Анна Ахматова в августе 1921 года: «Все старые петербургские вывески были еще на своих местах, но за ними, кроме пыли, мрака и зияющей пустоты, ничего не было. Догнивали знаменитые петербургские торцы. Из подвальных окон «Крафта» (угол Садовой и Итальянской) еще пахло шоколадом. Все кладбища были разгромлены. Город не просто изменился, а решительно превратился в свою противоположность». Именно к описываемому периоду относятся открывающие выставку литографии «мирискусников» Мстислава Добужинского и Анны Остроумовой-Лебедевой, воспитанника Михаила Матюшина Василия Кобелева.
Не ограничиваясь городскими пейзажами, организаторы включили в экспозицию и литографированные портреты. И это особенно уместно, если вспомнить о «вере» Анны Андреевны в присутствие на городских улицах «теней» людей, обитавших в Петербурге-Петрограде-Ленинграде в прежние годы и столетия. Так, непревзойденный мастер графического пейзажа и портрета Георгий Верейский запечатлел за год до ее трагической кончины Лидочку Иванову – молоденькую танцовщицу с ангельским лицом и феноменальными балетными данными. В июне 1924 года девушка будет навеки погребена на дне Финского залива: пассажирское судно «Чайка» опрокинет моторную лодку с пятью пассажирами, и обстоятельства гибели Лидии навеки же останутся покрытыми тайной и мрачными подозрениями… Другое поразительное создание Верейского – портрет дирижера Евгения Мравинского, датированный 1947 годом.
Так сложилось, что нынешний год является юбилейным для созданной в 1933 году на базе Ленинградского отделения Союза художников (ЛОСХа) Экспериментальной полиграфической мастерской. И экспозиция, вмещающая в себя множество работ художников, в этой мастерской работавших невольно напоминает и об этой дате. В центре зала можно познакомиться и с рабочим «инструментом» графиков – литографским станком. Поодаль работы вдохновителя множества начинаний в печати цветной литографии Николая Тырсы – одного из создателей ленинградской школы книжной графики, эвакуированного в январе 1942 года из блокадного Ленинграда и скончавшегося через несколько дней в Вологде…
«А я один на свете город знаю/ И ощупью его во сне найду», – написала Анна Ахматова в стихотворении из цикла «Ленинградские элегии». Произведения лучших ленинградских графиков звучат ахматовским строкам в унисон – Владимир Пакулин, Александр Ведерников, Вера Матюх, Юрий Васнецов и их коллеги по цеху литографии постигали город не только зрительно, но и ощущая буквально всеми органами чувств. И сами остались «тенями» среди его памятников и стен.