|
Третьяков Сергей Михайлович (1892-1939) - русский публицист, драматург, поэт-футурист.
родился в семье учителя, в школе учился в Риге, в 1916 закончил юридический факультет Московского университета. В студенческие годы сблизился с московскими эгофутуристами и начал печататься в 1913 в изданиях «Мезонина поэзии», но подготовленную тогда книгу стихов «Железная пауза» издал только в 1919 во Владивостоке, куда уехал, спасаясь от мобилизации.
На Дальнем Востоке во время Гражданской войны вместе с Насеевым и другими поэтами, близкими к футуризму, входит в кружок журнала «Творчество», осознает себя революционным поэтом. В 1922 в Чите выходит второй поэтический сборник — «Ясныш».
В 1921 возвращается в Москву, активно включается в практику экспериментального «коммунистического» искусства, входит в группу ЛЕФ, редактирует последние номера журнала «Новый ЛЕФ». Новые книги стихов выходят в 1924 («Итого») и в 1929 («Речевик»).
В первой половине 20-х работал вместе с С. Эйзенштейном в театре Пролеткульта и с Вс. Мейерхольдом в его театре, получил шумную известность как драматург (пьесы «Рычи, Китай!», «Противогазы» и др.). Затем переключился на прозу — романы и очерки о социалистическом строительстве.
Незаконно репрессирован, посмертно реабилитирован в 1956.
Автор агитационных стихотворений и пьес «Непорочное зачатие» (1923), «Слышишь, Москва?!» (1923), «Противогазы» (1924), «Хочу ребёнка» (1927). Широкую известность имела пьеса «Рычи, Китай!» (1926) о борьбе китайских портовых рабочих против американских колонизаторов. Роман на китайском материале «Дэн Ши-хуа» имеет подзаголовок «био-интервью». Выпустил книги о коллективизации — «Вызов» (1930) и «Тысяча и один трудодень» (1934).
В книге «Люди одного костра» (1936) рассказал о писателях, чьи произведения сжигались национал-социалистами: о Б. Брехте, Ф. Вольфе, Й. Р. Бехере, Т. Пливье, и о композиторе Г. Эйслере. В книге «Страна-перекресток» (1937) описал своё пребывание в Чехословакии в 1935.
В 1923 году написал свой первый сценарий на авиационную тему. Автор сценариев фильмов «Элисо» (1928; режиссёр Н. М. Шенгелая), «Соль Сванетии» (1930; режиссёрМ. К. Калатозов), «Хабарда» (1931; режиссёр М. Э. Чиаурели).
|