Литературное течение: Символизм

Алекса́ндр Ива́нович Тиняко́в (13 (25) ноября 1886, село Богородицкое Орловской губернии — 17 августа 1934Ленинград) — русский поэт Серебряного века.

Александр  Тиняков  родился в селе Богородицком Орловской губернии, отец — из богатых крестьян, мать из «городских» (в этом Тиняков видел причину своей раздвоенности, всех жизненных неудач). Учился в гимназии в Орле (учителем словесности был Ф.Д. Крюков, которому приписывается авторство «Тихого Дона»; Крюков пытался наставлять Тинякова в его первых литературных шагах).

Печататься начал с 1903 в «Орловском вестнике», в 1904 несколько его прозаических набросков были приняты в альманах издательства «Гриф», вокруг которого объединились символисты «второго сорта». В то же время «первосортное» символистское издательство «Скорпион» отвергло стихи Тинякова, и он поставил себе жизненной целью добиться признания своего кумира — В. Я. Брюсова; отныне на долгие годы рабская зависимость от «мэтра» определяла не только направление его творчества, но все жизненное поведение.

Позже он писал в автобиографии: «Природа, политика, любовь, алкоголь, разврат, мистика — все это глубоко захватывало меня и неизгладимые следы оставляло в уме и душе». Тиняков доводил до крайнего предела, граничащего с курьезом и пародией, все крайности символизма, и в конце концов стал восприниматься как грубая карикатура на декадента, «обезьяна Брюсова». 

Положение его осложнялось еще тем, что он вошел в литературу слишком поздно, когда интерес к такого рода стихам и поэтам сменился у читающей публики пресыщением и полным равнодушием. Слишком долго затягивая с выпуском книги (по словам В. Ходасевича, Тиняков внимательно выслушивал все мнения о своих стихах, тут же с готовностью их переделывая), он издал первую книгу «Navis nigra» («Черная ладья») на несколько лет позже, чем следовало, — в 1912, и ее встретили вялыми похвалами и столь же вялой критикой.

Это было воспринято дебютантом как катастрофа и крушение всех надежд. Переезд в Петербург, знакомство со столичными литераторами, маска непризнанного гения, которую он носил не снимая, — все это не могло изменить репутации циника и графомана, назойливого и неопрятного искателя славы.

В 1916 пребывание в столице Тинякова закончилось скандалом: выяснилось, что одновременно он сотрудничает в либеральных газетах и пишет антисемитские статьи в черносотенную газету «Земщина». Тиняков был отлучен от всех изданий и покинул Петербург. 

В 1918-1920 он живет в Орле и Казани; в 1921 возвращается в Петербург убежденным коммунистом, атеистом, «победившим люмпеном» и с коммунистическим пафосом — кто был ничем, тот станет всем — пытается взять реванш за былые неудачи и унижения. 

В 1922 и 1924 издает сборники стихов, в Орле и Казани выходят его «теоретические» труды «Пролетарская революция и буржуазная культура» и «Русская литература и революция» (1923), замечательные по своему простодушному цинизму. Но использовать преимущества изменившегося государственного устройства Тинякову не удалось (видимо, на крушение карьеры повлияла не только прошлая репутация, но и алкоголизм), и с 1926 бывший поэт профессионально занимался нищенством, у него было «собственное» место на углу Невского и Литейного проспектов. 

Тиняков запомнился современникам как «человек ограниченного таланта, воспринявший все соблазны и искушения эпохи».

Поэтические сборники:

  • «Navis nigra» (Черный корабль) (М., «Гриф», 1912)
  • «Треугольник. Вторая книга стихов 1912—1921 гг.» (Пг., 1922)
  • «Ego sum qui sum» (Аз есмь сущий): Третья книга стихов, 1921—1922 гг. (Л., 1924, на обл. — 1925)

Книги статей:

  • «Пролетарская революция и буржуазная культура» (Казань, 1920)
  • «Русская литература и революция» (Орел, 1923)

Стихи Александра Тинякова