|
Граф Васи́лий Алексе́евич Комаро́вский (1881—1914) — русский поэт «Серебряного века».
Происходил из рода Комаровских.
Родился в семье графа Алексея Егоровича Комаровского (1841—1897), хранителя Оружейной палаты. Мать, Александра Васильевна (урождённая Безобразова), страдала тяжёлой формой эпилепсии (последние 20 лет жизни, до самой своей смерти в 1904 году она провела в психиатрической лечебнице); болезнь унаследовал и её сын.
Получил домашнее воспитание, свободно владел французским и древнегреческим языками; с 1897 года жил в Царском Селе в доме своей тётки Любови Егоровны. В августе 1899 года Василий вернулся в Москву и был зачислен приходящим воспитанником в Московский императорский лицей, который окончил 1 июня 1900 года. Поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, летом 1901 года лечился в Германии, осенью перевёлся на историко-филологический факультет, но сразу же уехал на лечение в клинику в Швейцарию. В дальнейшем Комаровский несколько раз лечился в российских и зарубежных клиниках; был вынужден покинуть университетв 1906 году, не окончив курса.
Интересовался историей своего рода, был хранителем и издателем некоторых документов семейного архива, находился в переписке со многими историками литературы и пушкинистами.
Умер от болезни сердца вскоре после начала Первой мировой войны. Был похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря; могила его не сохранилась.
Самое раннее из известных стихотворений Комаровского относится к 1903 году. Осенью 1908 года на квартире супругов Кардовских в Царском Селе он познакомился с Николаем Гумилёвым, а позднее — с Анной Ахматовой. Позже среди знакомых Комаровского появятся Н. Пунин, С. Маковский, А. Скалдин, Н. Врангель и др. Многое в его творчестве оказалось созвучно поискам акмеистов; в их кругу творчество Комаровского очень высоко ценилось (Ахматова говорила уже в 1930-е годы: «Знать Комаровского — это марка»). Обнаруживается и прямое влияние, вплоть до текстуальных перекличек, стихов Комаровского на творчество Ахматовой и особенно Мандельштама.
Для стихов Комаровского характерна чёткость формы, глубокий трагизм, отсылающие к традициям классической лирики образы Царского Села и Италии (воображаемому путешествию в Италию он посвятил цикл стихотворений). Значительное влияние на него оказала поэзия Иннокентия Анненского и французского модернизма.
В ноябре 1911 года в Литературном альманахе «Аполлона» появилась первая публикация стихов и прозы Комаровского — пять стихотворений и рассказ «Sabinula», подписанные псевдонимом «Incitatus»[1]. А через два года, в октябре 1913-го, тиражом 450 экземпляров в Петербурге вышла единственная книга стихов и переводов Комаровского: «Первая пристань». В это время он переехал в Петербург: Комаровский занимался историей живописи, составил искусствоведческий указатель художников Европы XIII—XVIII веков и появилась необходимость часто бывать в типографии издательства «Сириус», где готовилась к публикации его «Таблица главных живописцев Европы с 1200 г. по 1800 г.» и «Указатель к таблице…» (издан посмертно в 1915 году).
Ряд его стихотворений был напечатан в журнале «Аполлон» посмертно; многое не сохранилось (в том числе роман «До Цусимы» из жизни светского общества, отрывки из которого автор читал Гумилёву и Ахматовой). В 1920-е годы заметную роль в привлечении внимания к творчеству Комаровского и публикации его посмертного наследия сыграл Д. П. Святополк-Мирский. Мирский хранил значительную часть архива Комаровского, которую утратил во время Гражданской войны.
Творчество Комаровского вновь стало изучаться в 1970-е годы; появились посвящённые его творчеству работы, в частности, В. Н. Топорова и Т. Венцлова.
|