|
Гофман Виктор Викторович (Виктор-Бальтазар-Эмиль) - (1884-1911), русский поэт, писатель, журналист.
Родился в Москве 14 мая 1884 года, в семье австрийского подданного, мебельного фабриканта и декоратора. Детство будущего поэта протекало в мирной, культурной семье, не чуждой художественных интересов. Первоначально учился он дома, любил стихи и музыку. Затем поступил в Московское Реальное училище, но пробыл там всего полтора года. Из второго класса училища перешел во второй же класс московской 3-й гимназии, по причине, которая встречается не часто: двенадцатилетним мальчиком сам он, по своему почину, захотел изучать древние языки, чтобы впоследствии в подлинниках читать греческих и латинских авторов.
В 1909 г. окончил юридический факультет Московского университета. Гофман еще в детстве начал писать стихи: в печати его стихотворения впервые появились в 1901 - 1902 годах (в детских журналах ««Муравей», «Светлячок», «Детское Чтение»). Тут в жизни его настают перемены. Материальные обстоятельства родителей, с которыми он жил, ухудшаются, и Гофману впервые приходится столкнуться с необходимостью заработка. Правда, первое время эта необходимость касается только его личных интересов, так как он продолжает жить у родителей. Но вскоре он уже вынужден стать вполне самостоятельным. Он занимается уроками. И сперва это его даже увлекает. Но в дальнейшем он уже старается устроиться иным путем; настает 1905 год, и Гофман отдастся газетной работе, сотрудничая в «Русском Листке», «Русском Голосе», «Свободном Труде», «Деле и Отдыхе», «Москвиче». Он пишет на самые разнообразные темы: о современной поэзии, о художественных выставках, о театре — но больше всего на темы общественные. Политика и общественность очень занимали его в то время. Вот заглавия некоторых его статей, всегда подписанных псевдонимом: «Всеобщее голосование с точки зрения философии», «Большинство большинства», «Государство и личность», «Двухстепенные выборы» и т.д.
В начале 1905 года Гофман принимал близкое участие в организации художественною и критического журнала «Искусство» и первое время был в нем секретарем. Тогда же был издан и первый сборник стихов Виктора Викторовича Гофмана — «Книга вступлений». В этом сборнике уже отразилось отчасти дарование Гофмана, но форма еще оставляет желать многого. В 1909 г. Гофман из Москвы переехал в Петербург и занял место редактора в ««Новом журнале для всех»«; тогда же он выпустил второй сборник - «Искус». В этой книге гораздо чаще, чем в первой, можно найти красивые стихи, говорящие об утонченных переживаниях, склонности к мечтам - и вечном самоанализе, о настойчивых, но бесплодных поисках счастья, и связанной с этим неудовлетворенности. Поэтические картины весны нередко сменяются у Гофмана невеселыми осенними настроениями; дышащие бурной страстью стихотворения чередуются с такими, в которых самоанализ разрушает всякого рода мечты и иллюзии. В «Искусе» уже ощущается местами какое-то утомление, как бы охлаждение к жизни и ее благам. После этого Гофман неожиданно бросил писать стихи и перешел к беллетристике, желая в художественной форе передать свои наблюдения над жизнью и людьми - со всеми их страстями, страданиями, безумством, роковыми ошибками. Рассказы Гофмана, напечатанные в различных журналах, вышли отдельной книгой только через несколько месяцев после его смерти («Любовь к далекой», 1911). Гофман писал также критические и библиографические заметки (в «Речи», «Слове», «Современном Мире») и занимался переводами с немецкого и французского, переводил на русский язык произведения Генриха Манна и Ги де Мопассана.
Прекрасную характеристику своей устремленности дает Гофман в строках: «Мне безразличны все дороги, что вы избрали для борьбы... Ах, я люблю одни обманы своей изнеженной мечты и вам неведомые страны самовлюбленной красоты». Испытав влияние Бальмонта, Брюсова, а впоследствии Блока (цикл «Голубая любовь»), Гофман тем не менее остался вне общей, линии символической поэзии. В некоторых отношениях Гофман является предшественником Северянина. Поэзия Гофмана отражает психику русского интеллигента-дворянина, живущего в обстановке современного города, рвущегося обратно на лоно природы, отмежевывающегося от городской современности. Но город XX в. не мог быть просто декорацией для интимных переживаний: Гофман «порабощен навек» городом и «трудом бессмысленно-позорным». Наряду с интимными сценками и пейзажами природы все явственнее звучит у Гофмана пессимизм и отчаяние человека, «не вовремя пришедшего в жизнь».
Весной 1911 года отправился в путешествие по Европе. За границей он не оставлял своих занятий литературой, работая над новыми рассказами и критическими статьями. Жизнь Виктора Гофмана неожиданно оборвалась в Париже - 13 августа (31 июля по старому стилю) 1911 года, находясь в состоянии внезапного психического расстройства, он покончил с собой выстрелом из револьвера в своем номере отеля. Он погребен в Париже, на кладбище Bagneuse.
|