Литературное течение: Символизм

Анисимов Юлиан Павлович -  (9.06.1886, Москва - 11.05.1940, там же), поэт, переводчик, символист, искусствовед. 

Родился 9 июня 1886 в Москве, в семье военного инженера. Из дворянской семьи, крещен в Елоховском Богоявленском соборе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил 6 классов московской гимназии. В 1907 г. посетил Париж и Геную, в 1909-1910 гг. в Париже занимался живописью и скульптурой, слушал лекции в Сорбонне. В 1910 г. поступил в Строгановское художественно-промышленное училище, которое не окончил из-за болезни (туберкулез). Анисимов симпатизировал эсерам, в 1907, 1910 и 1911 гг. подвергался обыскам и арестам за революционную деятельность. В 1911 г. женился на В. О. Станевич (1890-1967), поэтессе, переводчице.

В конце 1900-х гг. Анисимов  участвовал в литературно-артистическом кружке «Сердарда» (С. Н. Дурылин, К. Г. Локс, Б. Л. Пастернак, Б. А. Садовской и др.), входил в круг поэтов при издательстве «Мусагет». Первая его публикация - «Стихи мои, нежные гости…» (Современник. 1912. № 7). Анисимов  был одним из учредителей поэтического объединения и издательства «Лирика» (Н. Н. Асеев, С. П. Бобров, Пастернак, Дурылин и др.), в одноименном сборнике, выпущенном объединением в 1913 г., было опубликовано несколько стихотворений Анисимова.

Стихотворения первой книги Анисимова  «Обитель» (1913) полны образов, несущих в себе искренность и непосредственность религиозное мироощущения (образы «воцерковленной» природы: «голубая лампадка - роса», «облачный клир»). «Внутреннюю жизнь» книга «Обитель», по выражению Дурылина, составляет духовное смирение, «религиозное приятие меча слез как бесценного и радостного Божьего дара» (О лирическом волнении // Труды и дни. 1913. № 1-2. С. 114). Асеев высоко оценил простоту поэтики Анисимова: «Верой спокойной и ясной веет от этих чистых стихов» (РГАЛИ. Ф. 2554. Оп. 2. Д. № 697. Л. 2 об.). Религиозные мотивы Анисимова  во многом вторичны (перепевы А. А. Блока, подражания народным поэтам). Если Дурылин и Эллис (Vigilemus! М., 1914) воспринимали творчество Анисимова  в русле традиции духовной поэзии, то для других современников поэзия Анисимова была предметом насмешки (Брюсов. С. 408). В 1913 г. по совету Пастернака Анисимов перевел «Книгу часов» Р. М. Рильке.

В 1914 г. произошел раскол «Лирики» (Пастернак в ответ на оскорбительное письмо Анисимова вызвал его на дуэль, которая не состоялась). Во многом под влиянием жены, входившей в Антропософское общество, Анисимов увлекался антропософией; его переводы трактата Я. Бёме «О троякой жизни человека», стихотворений немемецкого поэта-мистика К. Моргенштерна и др. готовились к печати, но, как и 2-я книга его стихов «Ветер» (1916), доведенная до верстки, не вышли (хранятся в РГАЛИ). В неопубликованном сборнике стихов возникают переосмысленные мотивы Родины, смерти, войны.

После Октябрьской революции 1917 г. Анисимов  работал во Всероссийской коллегии по делам музеев при Наркомпросе (1918-1927), хранителем ГТГ (1919-1930). Занимался переводами, в частности У. Шекспира («Отелло», «Венера и Адонис»), писал искусствоведческие работы (о Ф. С. Рокотове, М. А. Врубеле и др.). В книге стихотворений «Земляное» (1926), насыщенной динамическими образами природы, иронией над реалиями новой жизни, Анисимов пытался определить судьбу своего поколения («О мы, беспочвенные люди, / Зато свободные, как дым, / Мы исчезаем в безрассудьи, / Москва, по улицам твоим»).

Умер Юлиан Анисимов 11 мая 1940 году в Москве. 

Стихи Юлиана Анисимова