Литературное течение: «Центрифуга»

Аксёнов Иван Александрович (18 (30) ноября 1884, Путивль — 3 сентября 1935, Москва) — русский поэт, литературный и художественный критик, переводчик.

Родился в Путивле в дворянской семье, в известном военном роду. Учился в Киевском кадетском корпусе, в Николаевском военно-инженерном училище в Москве (1905 г.). Служил в инженерных войсках в Киеве (1906–1908 гг.). Поддержал солдатский бунт саперного батальона (1908 г.), после чего Аксенов был осужден, провел месяц в тюрьме и отправлен служить в Березовку (Сибирь). В ссылки Аксенов занимался литературой, публиковал стихи и рецензии. Спустя два года его перевели в Киев. Аксенов был шафером на свадьбе Анны Горенко и Николая Гумилева (25 апреля [8 мая] 1910 г.).

Аксенов зарекомендовал себя как яркий художественный критик («Врубель, Врубель и без конца Врубель», 1912 г.) — пропагандист новейших живописных течений. Познакомился в Париже с Пикассо (см. его книгу о нем: «Пикассо и окрестности». М. : Центрифуга, 1917).

Аксенов принимал участие в деятельности издательства «Центрифуга» (именно на его средства в 1917 г. там была выпущена книга Б. Пастернака «Поверх барьеров»).

Во время Первой мировой войны Аксенов находился в действующей армии, но и там писал стихи («Неуважительные основания». М. : Центрифуга, 1916), написал пьесу «Коринфяне» (1918). В 1917 г. попал в румынский плен, прошел через пытки. По возвращению из плена в 1918 г. совмещает литературную деятельность (вошёл в состав Совета Литературного отдела Наркомпроса) с высокими постами в Красной Армии (председатель комиссии по борьбе с дезертирством). В 1922 г. Аксенов возглавил Союз поэтов, увлекся театральной деятельностью, был первым ректором Государственных высших театральных мастерских (ГВЫТМ), вел курс «Английский театр», близко сотрудничал с Вс. Э. Мейерхольдом.

Под влиянием Лотреамона, других французских поэтов и французских художников увлёкся радикальным новаторством и пропагандировал его в статьях «Врубель, Врубель и без конца Врубель» («Киевская неделя», 1912), «К вопросу о современном состоянии русской живописи» («Сборник статей по искусству», 1913). Участвовал в диспутах о новом искусстве совместно с Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, А. В. Лентуловым. В 1915 стал идеологом «западнической» ориентации в московской футуристической группе «Центрифуга». Под маркой «Центрифуги» вышел сборник стихов Аксёнова «Неуважительные отношения», иллюстрированный офортами А. А. Экстер (1916). В начале 1917 издал книгу «Пикассо и окрестности», в которой изложил свои эстетические взгляды. На сюжет «Медеи» Эврипида написал стихотворную драму «Коринфяне» (М., 1918).

После революции входил в литературную группу конструктивистов. Опубликовал сборник стихов «Серенада» (1920). С конца 1920-х Иван Аксёнов занимался преимущественно шекпироведением.

Кроме занятий педагогической деятельностью и оригинальным творчеством Аксенов особенно сильно увлекался английской драматургией Елизаветинской эпохи, перевел пьесы английских драматургов XVII в.: Джона Форда, Джона Вебстера, Сирила Тёрнера (тж. Карел Тёрнер — Cyril Tourneur), Бена Джонсона, Томаса Хейвуда, Джона Флетчера, Томаса Деккера). Без сомнения главным трудом его жизни можно назвать двухтомник драматургии современников Шекспира— «Елизаветинцы» (I том — 1916 г.; II том вышел уже после смерти Аксёнова в 1938 г.). В последние годы жизни опубликовал сборник статей по Шекспиру (1930), подготовил к изданию «Драматические произведения» Бена Джонсона (1931–1933). Над исследованиями английского театра Аксенов продолжал работать вплоть до своей смерти в Москве 3 сентября 1935 г.

Сочинения

  • Аксенов И. А. Врубель, Врубель и без конца Врубель // Киевская неделя. — 1912.
  • Аксёнов И. А. К вопросу о современном состоянии русской живописи // Сборник статей по искусству. — 1913.
  • Аксёнов И. А. Неуважительные основания: Стихи. М.: Центрифуга, 1916.
  • Аксёнов И. А. Пикассо и окрестности: Монография. М., 1917.
  • Аксёнов И. А. Елисаветинцы [: Сб. переводов: Джон Форд, «Как жаль её развратницей назвать»; Джон Вебстер, «Белый дьявол»; Карель Тёрнер, «Трагедия атеиста»; Envoi:«Новелла Россэ» ]. Вып.1 . М.: Центрифуга, 1916. — 299 с. — титул, обложка
  • Аксёнов И. А. Коринфяне: Трагедия. М., 1918.
  • Аксёнов И. А. Серенада: Стихи. М.: Мастарчув, 1920.
  • Аксёнов И. А. К ликвидации футуризма // Печать и революция. 1921. № 3, нояб.—дек.
  • Аксёнов И. А.Мейерхольд Вс. Э.Бебутов В. М. Амплуа актёра. М., 1922.
  • Аксёнов И. А. Театр в дороге // О театре. Тверь, 1922.
  • Аксёнов И. А. От переводчика [ «Великодушного рогоносца», 1922 ] / Публ. О.Фельдмана // Театр. 1997. № 6. С.172-173. То же в: Мейерхольдовский сб. Вып.2: Мейерхольд и другие / Ред.-сост. О. М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. 
  • Аксёнов И. А.: перевод ] Кроммелинк Ф. Великодушный рогоносец. М.; Л.: Гиз, 1926. — 126 с.
  • Аксёнов И. Почти всё о Маяковском // Новая Россия. 1926. № 3. С.83 — 88.
  • Аксёнов И. А. «Гамлет» и другие опыты, в содействие отечественной шекспирологии, в которых говорится о медвежьих травлях, о пиратских изданиях, о родовой мести, о счётных книгах мистера Генсло, о несостоятельности формального анализа, о золотой инфляции в царствование королевы Елисаветы, о тематическом анализе временной композиции, о переодевании пьес, о немецком романтизме, об огораживании земельной собственности, о жизни и смерти английского народного театра, о классовой сущности догмата о божественном предопределении, а также о многих иных любопытных и назидательных вещах. — М.: Федерация, 1930. — 217 с.
  • Аксёнов И. Основы кинодраматургии: Лекции в Сценарной мастерской «Межрабпомфильма», 1931 г. // Киноведческие записки. 2000. № 44. C.321—356.
  • Аксёнов И. А. Бен Джонсон: Жизнь и творчество; Б.Джонсон, «Сеян» [: трагедия в 5-и действ. / перевод ] // Джонсон, Бен. Драматические произведения: В 2 т. / Ред., вступит. ст. и примечания И. А. Аксёнова, предисловие И. И. Анисимова. М.; Л.: Academia, 1931. Т. 1. С.21—110; 111—300.
  • Аксёнов И. Шекспир [ 1932 ] // БСЭ. М., 1933. Т.62.
  • Аксёнов И. Трагедия о Гамлете, принце датском, и как она была сыграна актёрами Театра имени Вахтангова // Советский театр. 1932. № 9. С.21.
  • Аксёнов И. А. Бен Джонсон в борьбе за театр; Джонсон Б., «Вольпона» [ / перевод] // Джонсон, Бен. Драматические произведения: В 2 т. [: «Вольпона»; «Каждый по-своему» / пер.П. Соколовой; «Склад новостей» / пер. Т. Левита ]. М.; Л.: Academia, 1933. Т. 2. — 696 с.
  • Аксёнов И. А. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника / Общ. ред., послеслов. и коммент. Н. И. Клеймана. М.: Киноцентр, 1991. — 128 c. — рецензия
  • Аксёнов И. А. Шекспир [: статьи]. Ч. 1. М.: Гослитиздат, 1937. — 363 с.
  • Аксёнов И. А. Елизаветинцы: Статьи и переводы: [ «Бен Джонсон: Жизнь и творчество» 1931; «Бен Джонсон в борьбе за театр» 1933; «Томас Хейвуд и Томас Деккер» 1932; «Джон Флетчер»; Т.Хейвуд, «Красотка с Запада»; Т.Деккер, «Добродетельная шлюха»: Ч.1, 2; Д.Флетчер, «Укрощение укротителя» ]. М.: Художественная литература, 1938. — 719 с.
  • Аксёнов И. А.: перевод ] Россе Ф. де. Из «Трагических историй»: Истрория V: О трагической любви брата и сестры и о несчастной и печальной их кончине // Новые забавы и весёлые разговоры. Французская новелла эпохи Возрождения / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Михайлова. М.: Правда, 1990
  • Аксёнов И. А. Из творческого наследия: В 2 т. [Том 1: Письма, изобразительное искусство, театр; Том 2: История литературы, теория, критика, поэзия, проза, переводы, воспоминания современников] / Составитель Н. Адаскина. М.: RA, 2008. — 638+460 c. («Архив русского авангарда») 

Исследования

  • Аксёнов, Иван Александрович // Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. — Т. 1: А — Г. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1992. — С. 41-42.
  • Фельдман О. И. Аксёнов о форме и смысле «Великодушного рогоносца» // Театр. 1997. № 6. С. 172—174. То же в: Мейерхольдовский сб. Вып. 2: Мейерхольд и другие / Ред.-сост. О. М. Фельдман. М.: ОГИ, 2000. 
  • Елисеев Н. Досуги библиографа // Постскриптум: Литературный журнал. 1997. № 3 (8). — С. 281—295. (Раздел: «Кто такой А.?») 

Стихи Ивана Аксёнова